Иркутск +7 (3952) 79 92 05

Санкт-Петербург +7 (812) 241 19 50

Тюмень +7 (3452) 56 41 85

Краснодар +7 (861) 241 19 48

Симферополь +7 (978) 897 24 50

Кемерово +7 (3832) 27 84 61

Ростов-на-Дону +7 (863) 309 05 18

Москва +7 (499) 403 10 64

Барнаул +7 (3852) 55 59 28

Ямало-Ненецкий АО +7 (3494) 92 76 21

Томск +7 (3822) 48 94 35

 

info@sot3.ru

В чем разница между ПНООЛР и отчетность МСП?

В экологическом законодательстве Российской Федерации существует две основные формы учета образующихся на промышленных предприятиях отходов производства и потребления. Одна из них – проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), вторая – форма отчетности для малого и среднего предпринимательства (МСП).

Если сравнить эти два вида документации, то можно отметить, что различия начинаются с законодательных требований. Если опираться на п. 4 статьи 18 Закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», проект по отходам разрабатывается теми природопользователями, производственная деятельность которых сопровождается образованием отходов. Опираясь на тот же пункт вышеуказанного Закона, исключение в данном вопросе составляют субъекты малого и среднего предпринимательства. Они также отчитываются о количестве образовавшихся отходов, но делают это по специальной форме, условия предоставления которой отражены в Приказе МПР №30 от 16.02.10 г.

Если сильно упрощать, то для крупного бизнеса (а также муниципальных и бюджетных учреждений) необходима разработка и согласование проекта ПНООЛР, для малого и среднего бизнеса – составление и сдача отчетности МСП.

Общие сведения о ПНООЛР и отчетности МСП.

Если рассмотреть более подробно, ПНООЛР представляет собой экологический документ (паспорт) предприятия, целью которого выступают:

  • учет всех видов образующихся отходов,
  • выявление мест их образования,
  • классификация по степени опасности для окружающей природной среды,
  • планирование мероприятий по уменьшению их количества и обезвреживанию,
  • отслеживание путей дальнейшего обращения с ними.

Главной же задачей данного проекта выступает расчет нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, сообразно которому данный проект и получил свое название.
МСП при этом представляет собой форму отчетности, в состав которой входят такие сведения, как:

  • перечень наименований образовавшихся отходов,
  • их количество,
  • а также перечень специализированных организаций, принявших отходы для дальнейшего обращения, включающего в себя операции по использованию, обезвреживанию и размещению отходов.

Разнятся в данных документах и сроки передачи в контролирующие организации, а также способ их согласования.

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение требует обязательного согласования в Росприроднадзре (с последующей выдачей лимитов), после чего действует на предприятии на протяжении 5 лет.

Отчетность для малого и среднего предпринимательства сдается ежегодно до 15 января нового отчетного года. В контролирующую организацию направляется лишь в уведомительном порядке.

Из чего состоит ПНООЛР.

Главное отличие проекта ПНООЛР от отчетности МСП состоит в его содержании – более подробном, включающем помимо самого проекта, также и все паспорта на каждый вид образовавшихся отходов. В целом, в состав проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение входят следующие разделы.

  1. В первую очередь в проекте требуется составить полную характеристику предприятия: начиная с его наименования, территориального расположения, собственников и руководителей, реквизитов и уставных документов, контактных данных. В данном разделе дается наименование производственной деятельности, описание структуры предприятия, численность сотрудников. Немаловажными сведениями станут показатели производственных процессов и объема выпускаемой продукции. Сюда войдут сведения о земельных участках: наименование правоустанавливающих документов, наличие арендаторов, карта-схема с экспликацией всех зданий, располагающихся на производственной площадке
  2. В следующем разделе рассматривается технологический процесс с точки зрения образования в нем отходов: дается его краткая характеристика с указанием используемого оборудования и сырья, наименования конечной продукции, выявляются места образования отходов. Данный раздел можно оформить не только в текстовом формате, но также и в виде блок-схем.
  3. Далее в составе проекта приводятся паспорта, разрабатываемые на каждое наименование отходов. Паспорта позволяют получить такие сведения об отходах, как их химический состав, агрегатное состояние, класс опасности, код, присвоенный согласно ФККО. Паспорта разрабатываются на отходы 1-4 классов опасности. Они составляются как отдельно, так и в составе проекта ПНООЛР.
  4. Следующий раздел посвящен перечню всех образовавшихся на предприятии отходов, а также их физико-химическим характеристикам;
  5. Следом разрабатывается один из основных разделов проекта – расчет нормативов образования отходов. Результаты проведенных расчетов формируются в виде таблиц. Эти таблицы лягут в основу данных по предоставлению лимитов.
  6. Очередной раздел посвящен системе управления отходами. В нем приводятся данные по использованным внутри организации отходам, а также о тех отходах, которые были переданы для дальнейшего управления в стороннюю организацию.
  7. Далее приводится перечень и качественные характеристики мест временного хранения отходов на предприятии до момента их передачи сторонним организациям. Здесь широко применяется картографический материал.
  8. В случае наличия у природопользователе собственных установок по переработке отходов производства, сведения о них отображаются в очередном разделе проекта по отходам.
  9. При наличии на предприятии мест для захоронения или длительного хранения отходов, информация о них приводится в разделе «сведения о размещении отходов».
  10. Одним из обязательных разделов проекта выступают сведения об организации мониторинга за качеством окружающей среды в местах захоронения и хранения отходов внутри предприятия.
  11. Также в проекте разрабатываются мероприятия на случай возникновения внештатных аварийных ситуаций, связанных с процессами управления отходами.
  12. Кроме того, в проекте разрабатываются мероприятия по уменьшению влияния отходов на экологию - за счет снижения количества их образования, повторного использования или полного обезвреживания.
  13. Последним разделом формируются предложения по лимитам размещения отходов, разработанные на ближайшие пять лет.

Что содержится в отчете МСП.

Отчет МСП составляется в целях соблюдения природоохранного законодательства, ст. 18 «Об отходах производства и потребления» 89-ФЗ от 24.07 1998 г. Он имеет и другое название: отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов.

Подается до 15 января на имя руководителя департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды.

В состав отчета МСП входят следующие данные:

  • общие сведения о субъекте МСП, также включающие наименование, реквизиты, контактные данные, данные о руководителе и основном виде деятельности;
  • перечень и количество отходов, которые были образованы предприятием, использованы или обезврежены в нем, а также переданы в сторонние организации, либо получены от них;
  • сведения о сторонних организациях, включающие их наименование и номер лицензии на обращение с отходами.

Как мы видим, отчет по МСП значительно уступает по объему информации проекту по отходам. В общем понимании он содержит в основном количественные характеристики образующихся отходов без выявления мест образования отходов в технологическом процессе и его описания. Также в нем не содержатся сведения по обоснованию лимитов на размещение и нормативных данных. Тем не менее, сам факт передачи отчетности в контролирующую организацию приравнивается к установлению лимитов для МСП сроком на один год.

При сдаче к отчету МСП в виде копий прикладываются все договоры и акты на передачу отходов, а также лицензии всех задействованных компаний.

Требования, одинаково актуальные для обоих видов документации.

В обоих документах стоит учесть, что для обоснования всех предоставленных данных необходимы подтверждающие документы. Это могут быть:

  • журналы первичного учета,
  • копии действующих лицензии на обращение с отходами сторонних организаций,
  • копии договоров на передачу (или прием) отходов от них,
  • акты приема-передачи.

В составе проекта ПНООЛР эти документы формируются в виде приложений, при сдаче отчетности МСП могут потребоваться при запросе контролирующей организацией.

Ответственность за отсутствие ПНООЛР.

Есть в обоих видах описанной экологической документации одна общая черта, заключающаяся в ответственности, которая может наступить при отсутствии проекта ПНООЛР или несвоевременной передаче отчета об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов.

Так согласно статье 8.1 КоАП, несоблюдение экологических требований карается штрафом в размере от 20 до 100 тысяч рублей. Статья 8.2 вышеуказанного законодательного акта влечет штраф от 100 до 250 тысяч рублей при несоблюдении требований по обращению с отходами в организациях. Также наказание может отражаться и в виде приостановления деятельности производственных объектов сроком до трех месяцев.

Статья 19.7 содержит сведения о штрафных санкциях в размере от 3 до 5 тысяч рублей в случае несвоевременного предоставления требуемой отчетности.

Please publish modules in offcanvas position.