Иркутск +7 (3952) 79 92 05

Санкт-Петербург +7 (812) 241 19 50

Тюмень +7 (3452) 56 41 85

Краснодар +7 (861) 204 09 48

Симферополь +7 (978) 897 24 50

Кемерово +7 (3832) 27 84 61

Ростов-на-Дону +7 (863) 309 05 18

Москва +7 (499) 403 10 64

Барнаул +7 (3852) 55 59 28

Красноярск +7 (391) 203 03 39

Ямало-Ненецкий АО +7 (3494) 92 76 21

Томск +7 (3822) 48 94 35

info@sot3.ru

Сходства и различия при разработке программ ПЭК и ППК.

Общие сведения о программах производственного контроля и законодательных требованиях, предъявляемых к ним.

Программы ППК и ПЭК, на первый взгляд кажущиеся такими одинаковыми, зачастую вызывают вопросы на предмет их различия не только у непосвященных, но и у штатных экологов и руководителей предприятий. Чтобы разобраться, что же из себя представляет каждый вид экологической документации, достаточно просто сравнить их по содержанию и по предъявляемым к их разработке законодательным требованиям.

Разработка ПЭК (программы экологического контроля)осуществляется для предприятий 1,2 и 3 категории опасности и представляет собой экологический документ, посвященный осуществлению контроля за экологической обстановкой на предприятии. Категория присваивается органами Росприроднадзора или Минприроды при постановке на учет объектов НВОС.

При отсутствии у предприятия воздействия на атмосферный воздух и водные объекты ему достаточно разработать ППК за отходами (программу производственного контроля за обращением с отходами).Естественно, при условии образования таковых в технологических процессах.

Таким образом, на предприятиях, воздействующих на все компоненты окружающей природной среды и разрабатывающих программу экологического контроля, ППК по отходам уже входит в него и не требует дополнительной разработки.

Что касается Законодательства, то разработка как ПЭК, так и ППК основывается на требованиях основного экологического закона – Закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2012 №7-ФЗ (ст. 67). Также для обоих программ актуальны и требования ст. 26 Закона «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ от 24.06.1998 г. Содержание ПЭК также направлено на соблюдение законов №96-ФЗ от 04.05.1999 г. (ст. 25, 30) и ст. 39 Водного кодекса.

Содержание и разработка программы ПЭК.

Разработка программы экологического контроля в первую очередь направлена на:

  • оценку соблюдения законодательных требований внутри организации,
  • оценку рациональности использования природных ресурсов,
  • а также соблюдения установленных для предприятия нормативов.

Содержание формируется исходя из специфики деятельности предприятия. Оно охватывает описание воздействия по всем компонентам окружающей среды с перечнем всех источников и технологических процессов, в результате которых образовались выбросы, сбросы или отходы. Для этого проводится инвентаризация выбросов загрязняющих веществ, сбросов, а также мест образования отходов. Значительно помогут при получении подобные данных сведения инвентаризаций, проводимых ранее для формирование таких экологических проектов, как ПДВ, НДС или ПНООЛР.

Также в ПЭК входит описание точек контроля качества окружающей среды, периодичность его проведения и сведения об ответственных лицах. Здесь же немаловажным будет предоставление сведений о лабораториях, с которыми заключены договоры на отбор проб и проведение анализов. У таких лабораторий в обязательном порядке должны присутствовать актуальные сертификаты аккредитации. Также в составе программы ПЭК указываются методики, согласно которым требуемые анализы были проведены.

В состав рассматриваемого документа входят:

  • данные о самом предприятии: наименование, реквизиты, контактная информация;
  • в обязательном порядке определяются цели и задачи, на основании которых разрабатывалась программа производственного контроля;
  • наименования объектов, в отношении которых требуется проводить контроль;
  • описание структуры предприятия, ответственных на предприятии лиц за проведение контроля, а также перечень организаций, привлеченных к осуществлению экологического контроля;
  • способы взаимодействия структурных единиц предприятия как между собой, так и с контролирующими организациями;
  • описание прав и обязанностей лиц, несущих ответственность за проведение ПЭК;
  • сведения о мероприятиях, разработанных для повышения эффективности производственного контроля и его развития;
  • способы предоставления отчетности по окончании проведения ПЭК как руководству предприятия, так и в контролирующие организации.

Утверждается готовая программа ПЭК руководителем предприятия и действует не менее одного года с момента утверждения. Пересматривается программа в случаях изменения технологического процесса, повлекшего изменения в масштабах воздействия предприятия на окружающую среду, либо получения неудовлетворительных результатов контроля.

Цели, задачи и содержание программы ППК по отходам.

Программа производственного контроля за обращением с отходами разрабатывается с целью исполнения законодательных требований по части:

  • управления отходами,
  • оценки соответствия объема образовавшихся отходов установленным нормативам,
  • а также для поиска возможных путей снижения негативного влияния на экологию при образовании отходов.

Содержание ППК не сильно отличается от содержания ПЭК, за исключением лишь того момента, что оно полностью посвящено системе оборота отходов и не затрагивает другие области влияния предприятия на экологию (выбросы и сбросы).

В нем также отражаются данные:

  • по местам образования отходов,
  • их лабораторному контролю,
  • сведения о местах отбора проб и организациях, проводящих их дальнейший анализ.

В составе ППК по отходам также есть сведения о предприятии, его структуре, дается описание основным целям и задачам, предшествующим разработке документа.

Здесь же дается описание объектам, подлежащим производственному контролю, а также видам контроля, осуществляемым в пределах предприятия. Обязательны к упоминанию сведения о лицензии на право обращения с отходами, если такая имеется согласно закону №99-ФЗ.

Кроме того, в программу вносятся данные об ответственных лицах за обращение с отходами на предприятии и об их ответственности за проведение ППК. Также даются рекомендации по управлению и хранению документации по части организации, проведения и оглашения результатов производственного контроля.

После разработки программа производственного контроля за обращением с отходами утверждается руководителем. Срок действия составляет 3 года.

Основные моменты сходство и различия программ.

Единым можно считать в обоих проектах преследуемые цели и задачи, поставленные перед процедурой проведения производственного контроля.

Что же касается содержания, то программа экологического контроля- это более комплексный документ, охватывающий весь спектр данных по контролю качества окружающей среды в районе функционирования предприятия. ППК по отходам – узконаправленный документ, служащий для контроля области воздействия предприятия на экологию и связанный только с отходами.

Разработка как одной, так и другой программ, в первую очередь выгодна самим природопользователям. Она позволяет:

  • успешно проходить проверки (а значит избегать многотысячных штрафов),
  • снижать временные затраты на поиск данных для отчетности и для разработки прочей экологической документации,
  • проводить мониторинг и регулировать качество состояния окружающей среды в районе действия объекта.

Выполнение обозначенный действий в целом положительно сказывается на экологии, здоровье населения и самих сотрудников организации.

Сведения об ответственности за нарушения законодательства.

Нарушение законодательства в случае отсутствия программ контроля на предприятия или несоблюдения требований, описанных в них, могут повлечь административную ответственность согласно КоАП и привести к значительным штрафам вплоть до приостановления функционирования объекта.

Основные нарушения экологического законодательства представлены в главе 8 вышеуказанного документа.

Так, например, в случае отсутствия программ ПЭК или ППК на предприятии, штрафные санкции налагаются согласно статье 8.1 и могут составлять до 100 тысяч рублей.

При несоблюдении требований по управлению отходами сумма штрафа может составить уже до 250 тысяч рублей по статье 8.2.

Нарушение правил водопользования карается штрафами до 100 тысяч рублей по статье 8.14, а невыполнение требований по охране атмосферного воздуха – до 250 тысяч по статье 8.21.

Please publish modules in offcanvas position.