Иркутск +7 (3952) 79 92 05

Санкт-Петербург +7 (812) 241 19 50

Тюмень +7 (3452) 56 41 85

Краснодар +7 (861) 241 19 48

Симферополь +7 (978) 897 24 50

Кемерово +7 (3832) 27 84 61

Ростов-на-Дону +7 (863) 309 05 18

Москва +7 (499) 403 10 64

Барнаул +7 (3852) 55 59 28

Ямало-Ненецкий АО +7 (3494) 92 76 21

Томск +7 (3822) 48 94 35

 

info@sot3.ru

Отчетность НВОС.

Законодательные требования к внесению платы за НВОС и передачи соответствующей отчетности.

Если опираться на содержание статьи 3 Закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10.01.2002 г., то природопользование основывается на принципе платности, а также возмещения ущерба, наносимого окружающей природной среде в результате воздействия любой хозяйственной деятельности. Результатом выступает ежегодное внесение предприятием соответствующих платежей в федеральный бюджет, а также передача определенного вида отчетности. Такойвыступает отчетность НВОС.

Отчетность НВОС – это вид экологической отчетности, касающийся внесения платы за влияние промышленных предприятий и производственных объектов на состояние окружающей среды.

Основным законом, регулирующим отношения в данной области, является Закон №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и непосредственно 16 его глава.

Плату вносят те предприятия, которые законодательно отнесены к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду и подлежащие постановке на государственный учет согласно постановлению Правительства РФ от 23.07. 2016 года № 572. К ним относятся индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производственную деятельность в пределах Российской Федерации. Не распространяется данное условия лишь на предприятия, отнесенные только к 4 категории опасности.

Виды платы за НВОС и сроки передачи отчетности.

На настоящий момент определены три основных формы воздействия на окружающую среду, подлежащих принципу платности. К ним, согласно вышеуказанному Закону №7-ФЗ, относятся:

  • объемы выбросов, осуществляемые стационарными истопниками предприятий;
  • объем сброса химических веществ предприятиями в водные объекты:
  • операции по управлению отходами, такие, как хранение и захоронение (размещение) отходов. Причем плату вносят именно те предприятия, на которых образовались размещенные отходы. Исключение составляют твердые коммунально-бытовые отходы, которые оплачиваются региональными операторами.

На данный момент, сроком внесения платы считается 1 марта, следующее за истекшим отчетным годом.Периодичность внесения платежей – один раз в год. Помимо внесения непосредственно платежа, предприятию необходимо также до 10 марта сдать в орган исполнительной власти, которым в данном случае выступает Росприроднадзор,по месту расположения объекта, декларацию о плате за НВОС. Форма декларации в настоящее время не установлена и определяется проектом Приказа Минприроды «Об утверждении порядка предоставления декларации о плате за НВОС».

Но также существуют и поквартальные платежи, которые вносятся до 20 числа месяца, следующего после отчетного квартала. Данные суммы составляют приблизительно одну четверть годового размера платежей НВОС. Вносится плата непосредственно в бюджет Российской Федерации. Заполнение и сдача отчетности при этом не требуется.

Принципы расчета экологических платежей.

Для расчета платежей необходимо провести процедуру умножения объема загрязняющего вещества и установленной для него ставки и соответствующих коэффициентов, согласно наименованию (для выбросов и сбросов) или классу опасности (в случае расчета для объемов образовавшихся отходов). Конечный размер платы устанавливается при суммировании результатов расчетов по каждому веществу и отходу.

На настоящий момент ставки для расчета платы за НВОС регулируются таким законодательным актом, как Постановление Правительства РФ №913 от 13.09.2016 года. Размер платежей исчисляется в зависимости от образовавшихся на предприятии объемов сброса и выбросов или количества отходов производства и потребления, установленные на основании сведений производственного экологического контроля. Расчет проводится по каждому загрязняющему веществу и отходу. При этом стоит учитывать действующие на момент проведения расчетов и утвержденные законодательно ставки платы, а также данные разрешительных экологических документов- лимитов на размещение отходов, разрешений на выбросы и сброс.

Рассчитываются и корректируются платежи непосредственно силами самого предприятия- природопользователя. Также не запрещено обращаться к услугам сторонних специализированных организаций. При этом стоимость формирования отчета и расчета платы составляет от 4900 рублей, сроки займут около одной недели. Опять же, на перечисленные факторы может повлиять объем производства, а также количество загрязняющих веществ и отходов, образующихся на предприятии.

Коэффициенты для расчета платы.

При расчете платы не стоит забывать, что существуют определенные коэффициенты, установленные Законом №7-ФЗ, влияющие на окончательный размер платежей. Основное их предназначение заключается в стимулировании природопользователей к внедрению природоохранных мероприятий и технических средств, предназначены для уменьшения воздействия на экологическую обстановку.

  1. При использовании на предприятии наилучших доступных технологий, вторичном использовании образовавшихся отходов в производственных процессах, а также при соблюдении установленных нормативов и лимитов, применяются уменьшающие коэффициенты равные 0 или 1.
  2. В случае применения временно разрешенных нормативов коэффициент составляет 25.
  3. При превышении установленных нормативов объектами 1 и 2 категорий опасности применяется коэффициент равный 100.
  4. При обезвреживании отходов производства с понижением их класса опасности или при заполнении полостей в горных породах, образовавшихся в результате технологических работ отходами 5 класса коэффициенты составляют от 0 до 0,67.
  5. Если в течении полугода предприятием не были обеспечены меры по снижению объема выбросов или сбросов, запланированные в природоохранных мероприятиях, то в расчете платежей используется коэффициент равный 100. При этом не стоит забывать, что при предоставлении соответствующих документов, затраты на выполнение мероприятий по охране окружающей среды предприятием, могут быть вычтены из общего размера платежей НВОС.

Для объектов, относящихся к 3 категории опасности, объем образовавшихся загрязняющих веществ признается соответствующим нормативным показателям.

Система государственной поддержки.

Помимо понижающих коэффициентов существует и система государственной поддержки предприятий, вносящих плату за НВОС. Осуществляется она в виде:

  • предоставления налоговых льгот или льгот касающихся экологических платежей,
  • в виде средств, выделяемых из Федерального бюджета.

Также возможны и другие способы поддержки, предоставляемые предприятию по усмотрению государственных органов.

Актуальной данная система становится при условии ввода в производство наилучших доступных технологий, а также систем автоматизированного лабораторного контроля состояния сбросов, выбросовКак вариант,-  наблюдения общего состояния окружающей природной среды в районе функционирования предприятия. Также господдержка осуществляется при внедрении на предприятии систем по обезвреживанию отходов, оборотного водоснабжения, либо технических средств, направленных на уменьшение количества выбросов и сбросов предприятия.

Ответственность за несвоевременное внесение платы.

Поскольку принцип платности природопользования установлен Законом №7-ФЗ и прочими нормативно-правовыми актами Российской Федерации, то его нарушение является нарушением законодательных требований, а соответственно может повлечь за собой наказание для предприятия в виде штрафа. Так, в случае, если плата за НВОС не вносится предприятием в установленные законодательством сроки, то на него распространяется действие статьи 8.41 «Кодекса об административных правонарушениях» №195-ФЗ от 30.12.2001 г. Согласно ее содержанию, размер штрафа для предприятия, как юридического лица, может составить до 100 тысяч рублей.

Please publish modules in offcanvas position.