Иркутск +7 (3952) 79 92 05

Санкт-Петербург +7 (812) 241 19 50

Тюмень +7 (3452) 56 41 85

Краснодар +7 (861) 204 09 48

Симферополь +7 (978) 897 24 50

Кемерово +7 (3832) 27 84 61

Ростов-на-Дону +7 (863) 309 05 18

Москва +7 (499) 403 10 64

Барнаул +7 (3852) 55 59 28

Красноярск +7 (391) 203 03 39

Ямало-Ненецкий АО +7 (3494) 92 76 21

Томск +7 (3822) 48 94 35

info@sot3.ru

Программа экологического контроля.

Производственный экологический контроль (ПЭК) – комплекс мер, направленных на контроль воздействия негативных факторов производства на состояние окружающей среды и способствующий разработке природоохранных мероприятий.

ПЭК имеет также и документальную форму, отображающуюся в виде программы производственного экологического контроля предприятия.
Природопользователь может составить документ самостоятельно, а может довериться специализированной компании. Во втором случае нужно ориентироваться на сроки от 1 недели и дополнительные расходы от 25000 рублей.

Что такое программа экологического контроля?

Программа ПЭК представляет собой экологический документ, в обязательном порядке разрабатываемый на предприятиях 1-3 категорий опасности и содержащий в себе сведения об источниках негативного воздействия предприятия на окружающую среду. Также содержит данные о планируемых и осуществляемых методах контроля состояния качества окружающей среды.

Сведения, входящие в состав документа, формируются для каждого предприятия индивидуально с учетом специфики производственного процесса. Имеют значение уровень негативного воздействия предприятия и установленной для него категорией. При изменениях, вносимых в технологический процесс или в состав оборудования и влекущих последующие изменения в уровне воздействия предприятия на экологию – содержание программы требуется приводить в соответствие с нововведениями в течении 30 дней с момента их внедрения.

Разрабатывается данный документ в соответствии с требованиями, содержащимися в Законе «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ, а также в вышедшем 16.03.2017 Приказе Минприроды №92.

Кроме того, необходимость проведения производственного контроля регламентирована и другими природоохранными законодательными документами – Законами «Об охране атмосферного воздуха» №96-ФЗ, «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ, а также «Водным кодексом» РФ.

Своевременное проведение на предприятии экологического контроля позволяет улучшать качество окружающей среды в целом, всегда быть готовым к проверкам контролирующих организаций, предвидеть экологические риски и разрабатывать эффективным природоохранные мероприятия.

Особенности составления отчета по ПЭК.

По результатам проведения ПЭК предприятиями сдается отчет о его проведении в контролирующие организации. Отчет может заполняться как штатным экологами предприятий, так и специализированными коммерческими организациями. Данная услуга предоставляется как отдельно, так и в составе услуги по абонентскому обслуживанию. Стоимость разработки самой программы в таких организациях составляет от 25 тысяч рублей, абонентское обслуживание – от 10 тысяч ежемесячно, формирование только отчетного документа – от 5 тысяч. Сроки в среднем составляют около двух недель.

Содержание программы.

Вышеуказанным Приказом №92 также регламентируется и содержание программы ПЭК.

  1. Первое, что должно быть отражено в программе – общие положения, в состав которых входят:
    • наименование предприятия;
    • контактные данные;
    • организационно-правовая форма;
    • категория объекта;
    • данные об используемых земельных участках, включая документация на право их использования предприятием;
    • данные лица, ответственно за подготовку отчета о выполнении программы;
    • наименование природоохранного органа в который сдается отчет;
    • сведения о дате утверждения.
  2. Материалы инвентаризации источников выброса предприятия. Раздел должен содержать:
    • сведения о дате последней проводимой на предприятии инвентаризации;
    • описание технологии с точки зрения ее влияния на состояние атмосферы:
    • суммарную массу выбросов;
    • перечень всех, выявленных в ходе инвентаризации, стационарных источников загрязнения;
    • установленные для предприятия предельно-допустимые или временно согласованные выбросы;
    • сведения о наличии газоочистных или пылеулавливающих установок;
    • наименования выбрасываемых загрязняющих веществ;
    • наименования используемых при расчетах выбросов методик для каждого определяемого вещества;
    • графические материалы с нанесением СЗЗ предприятия и мест размещения источников выбросов.
  3. Данные инвентаризации сбросов, производимых предприятием в водные объекты. В этот раздел войдут:
    • схемы, определяющие систему водоснабжения, а также водопотребления предприятия;
    • информация об источниках образования сточных вод;
    • наличие на объекте водоочистных вооружений;
    • данные по общему объему образующихся на предприятии стоков;
    • общую массу сбрасываемых загрязняющих веществ, а также массу по каждому веществу;
    • данные установленных для предприятия временно разрешенных или предельно допустимых сбросов.
  4. Инвентаризация отходов производства и потребления. В состав раздела войдут:
    • перечень образующихся на предприятии отходов производства и потребления;
    • сведения о наличии мест, предназначенных для размещения и временного накопления отходов на промплощадке;
    • данные работников, имеющих допуск к обращению с опасными отходами;
    • информация о наличии спецоборудования, предназначенного для переработки или вторичного использования отходов;
    • утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
  5. Следующий раздел программы посвящен характеристике подразделений и сотрудников предприятий, отвечающих за организацию ПЭК. Здесь требуется указать:
    • наименования подразделений и ответственных лиц, с указанием численности сотрудников;
    • данные об образовании сотрудников, а также о прохождении ими подготовки по экологии или обращению с отходами;
    • права и обязанности, установленные для руководителя и ответственных сотрудников.
  6. Данные привлекаемых к осуществлению контроля на предприятии лабораториях. В разделе указывается:
    • наименование лаборатории;
    • данные аттестата аккредитации;
    • методы контроля, применяемых каждой из лабораторий.
  7. Очередной раздел программы посвящен описанию периодичности контроля, а также применяемым в ходе него методам и методикам. В раздел входят данные по производственному контролю, осуществляемому в отношении каждого компонента окружающей среды и источника негативного воздействия на нее с описанием использованных в каждом конкретном случае методов проведения контроля и регламентирующим данный метод перечнем нормативной документации.

Используемые методики также отображаются в планах-графиках контроля, которые также входят в раздел и разрабатываются отдельно для каждого компонента. В них указывается периодичность контроля, адрес пунктов наблюдения, перечни контролируемых показателей, графические материалы с нанесенными точками контроля.

Особенности передачи отчета в контролирующие организации.

По результатам проведенных замеров на предприятии составляется отчет, который ежегодно в срок до 25 марта подлежит передаче в контролирующие организации. Перед этим в обязательном порядке он просматривается и заверяется руководителем отчитывающейся организации. Даже в случае сдачи электронного варианта отчета, он заверяется усиленной электронной подписью.

Орган, в который предприятию следует направить отчет определяется в соответствии с присвоенной категорией и уровнем надзора за ним. Так, в случае, если предприятие относится к I категории и подлежит Федеральному надзору, отчет сдается в расположенный по месту нахождения промобъекта Федеральный орган Росприроднадзора. Те же правила относятся и к предприятиям II и III категории, если они подлежат Федеральному надзору. Если же региональному – то и отчет сдается в территориальный департамент региональной службы экологического надзора.

При этом отчет составляется в двух экземплярах. Один их них остается на предприятии. Второй, при формировании его в бумажном варианте сдается в контролирующую организацию вместе с электронной версией. Отчет можно отправлять почтой с обязательной описью и уведомлением о вручении.

Ответственность за отсутствие ПЭК или отчета о его выполнении.

Документ охватывает все источники загрязнения окружающей среды, методы контроля всех ее компонентов. За отсутствие на предприятии программы или непредставление отчета о ее выполнении Кодексом об административных правонарушениях предусмотрены наказания в виде штрафов или приостановления деятельности объекта, что может насупить согласно содержанию главы 8 кодекса.

Please publish modules in offcanvas position.