Паспорта отходов 1-4 классов опасности, а также сведения об отходах 5 класса относятся к экологической документации предприятия и в обязательном порядке разрабатываются на каждое наименование отходов, образующихся в результате его хозяйственной деятельности.
Процедура паспортизации включает в себя как определение классов опасности на основании расчетов и лабораторных анализов, так и оформление самого документа и соответствующих материалов.
Получить паспорт отхода под ключ можно от 5900 рублей за 1 отход. По срокам – от 1 дня.
Отходы, образующиеся в процессе производственной деятельности крупных промышленных предприятий, могут быть как практически не опасными, так и достаточно токсичными в отношении окружающей среды и здоровья человека. Для того, чтобы классифицировать их в соответствии с исходящей от них угрозой, производится паспортизация отходов, сопровождающаяся присвоением класса опасности каждому из них. Такая мера позволяет определить наиболее безопасные способы обращения с каждым наименованием промышленного мусора и исключить угрозу нанесения вреда человеку и природной среде.
Основанием для разработки паспортов выступают требования таких законодательных документов, как:
- Закон №89-ФЗ от 24.06. 1998 г.;
- Постановление Правительства РФ №712 от 16.08.2013 г.
Паспорта разрабатываются индивидуально на каждый вид отработанных компонентов производственного процесса и содержат данные о его наименовании, классе опасности, химическом и компонентном составе, агрегатном состоянии, а также о характерных для него опасных свойствах. Непроведение паспортизации является не только грубым нарушением законодательных требований, но также не позволяет природопользователям осуществлять любые операции с образующимся мусором, вплоть до запрета на его сбор, хранение или транспортировку.
Каким предприятиям необходимо пройти процедуру паспортизации отходов?
Требование о необходимости разработки документации на производственный мусор установлены статьей 14 Закона №89-ФЗ. В соответствии с ее содержанием, природопользователи, деятельность которых приводит к образованию отходов I-V классов опасности, обязаны подтвердить установленный для них класс, а для I-IV классов также необходимо выявленный класс опасности и присущие ему свойства указать в соответствующем документе – паспорте отхода.
Соответственно, оформление проводят все юридические лица и индивидуальные предприниматели, деятельность которых способствует образованию промышленного утиля. Проводится по инициативе и за счет средств природопользователей. При наличии у предприятия филиалов, для которых характерно применение аналогичной технологии, используемого сырья и компонентов производственного процесса, паспорта могут быть разработаны в головной организации и распространены в филиалы. Если же, технология и материалы разнятся – разработку необходимо произвести для каждого из филиалов индивидуально.
В случае аренды производственного помещения, в котором осуществляются технологические операции, сопровождающиеся образованием отработанных компонентов и материалов, необходимость разработки соответствующей документации определяется условиями договора аренды, в соответствии с которыми, данное обязательство может быть возложено также и на арендодателя.
Разработку документации на образующийся на предприятиях мусор, как правило, осуществляют проектные организации, специализирующиеся на формировании и согласовании экологической документации природопользователей. Это связано с тем, что, работающие в них специалисты легко ориентируются в действующем природоохранном законодательстве, методической и справочной литературе, а также осведомлены о требованиях, установленных надзорными органами к процедуре паспортизации. Наличие подобных знаний позволяет ускорить процесс разработки необходимой документации, избежав несоответствий и ошибок.
Стоимость разработки паспорта на одно наименование отхода составит 5900 рублей, сроки формирования займут от 1 до 30 дней, в зависимости от сложности предстоящей работы, определяемой видом образующегося мусора и количеством наименований отходов, образующихся на объекте исследования в целом.
Какая информация включается в паспорта отходов?
Основным документом является типовая форма паспорта, утвержденная Постановлением Правительства РФ №712 от 16.08.2013 г. Согласно указанной формы, в содержание паспорта входит следующая информация:
- данные об утверждении документа руководителем организации-природопользователя;
- вид образующегося мусора, его наименование и код, присвоенный в соответствии с требованиями действующего ФККО;
- наименование технологической операции, результатом осуществления которой стало образование отработанного компонента, либо наименование исходного материала, который получил статус отхода в результате утраты потребительских свойств;
- химический и компонентный состав, а также агрегатное состояние исследуемого мусора;
- установленный по степени воздействия на окружающую среду класс опасности;
- полное и сокращенное наименование юрлица или ФИО индивидуального предпринимателя, являющегося собственником утиля;
- присвоенные предприятию коды статистики – ИНН, ОКПО, ОКВЭД;
- данные о местонахождении организации;
- почтовый адрес.
Зачастую в содержание паспорта также включаются данные об опасных свойствах отработанных компонентов, которые используются для обеспечения безопасности в процессах обращения с ними.
Порядок проведения паспортизации.
При разработке документации на производственный утиль, в первую очередь проводится его инвентаризация, позволяющая выявить все наименования отходов, образующихся в процессе производственной деятельности предприятия. Ее проводят как при помощи визуального осмотра предприятия и прилегающей производственной территории, так и посредством изучения технологической и проектной документации. На следующем этапе, для каждого вида выявленного мусора определяется компонентный и химический состав, что может осуществляться при помощи специализированной справочной литературы или с привлечением аккредитованной лаборатории.
Далее, на основании данных о составе отработанных компонентов, происходит присвоение им соответствующего класса опасности. Данная процедура производится в соответствии с требованиями Приказа Минприроды №541 от 05.12.2014 г. Также на данном этапе происходит присвоение утилю соответствующего наименования и кода в соответствии с ФККО. Собранная информация формируется в единый документ, которым и является паспорт отхода. Утверждается рассматриваемый вид документации руководителем предприятия. Паспорта составляются в двух экземплярах, один из которых хранится у природопользователя, второй передается в уведомительном порядке в надзорный орган, которым выступает территориальный орган Росприроднадзора, расположенный по месту осуществления деятельности предприятия.
Копии паспортов используются при транспортировке производственного мусора, его передаче в специализированные организации для дальнейшего хранения или утилизации, а также предъявляются представителям надзорных органов в случае получения соответствующего запроса, например, в ходе проведения проверки предприятия. Если, утратившие потребительские свойства материалы и вещества ранее не были включены в состав ФККО, природопользователи должны произвести их идентификацию в срок, не позднее 90 дней с момента образования в производственном процессе. Утвержденные паспорта действуют на объекте бессрочно. Внесение в них изменений и исправлений не допускается. В случае смены юридических данных предприятия или изменения применяемой технологии и исходных материалов, разработка документации на утиль производится повторно.
Ответственность.
В случае отсутствия на предприятии необходимой документации на образующийся мусор и, являющегося следствием этого, неверного обращения с ним, возможно возникновение ответственности согласно статье 8.2 КоАП. Размер штрафных санкций в данном случае составит:
- для ответственных лиц – от 10 000 рублей;
- для предприятий, функционирующих без образования юрлица – от 30 000 рублей;
- для юридических лиц – от 100 000 рублей.
Помимо этого, наказание для предприятий-нарушителей может обернуться приостановлением деятельности, продолжительностью до 90 суток.