В соответствии с принятым законодательством (ФЗ №116 от 21 июля 1997 года и постановлением правительства №730 от 27 августа 2013 года), на всех предприятиях, отнесенных к категории опасных промышленных объектах, должен быть в наличии план ликвидации аварий (ПЛА). Документ предназначен для подготовки персонала на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, которые могут привести к аварии и разработки мероприятий по предупреждению подобных инцидентов.
Порядок составления документа.
ПЛА необходимо составлять для каждого промышленного объекта, который находится в эксплуатации или его собираются вводить в эксплуатацию, и обязательно согласовывать со службой Ростехнадзора. Для потенциально опасных объектов достаточно подписи руководителя компании.
ПЛА следует пересматривать и утверждать заново по истечении каждых 5 лет, но существует ряд случаев, когда в документ нужно внести коррективы до окончания срока его действия:
- если изменились условия работы предприятия;
- если изменилось законодательство, влияющее на содержание ПЛА;
- в случае изменений общих сведений о предприятии.
Разрабатывая ПЛА, следует учесть все этапы развития предприятия, включая пуск, эксплуатацию, переоборудование и остановку.
ПЛА является частью разрабатываемого для предприятий ОПО документа ПММЛА - плана мероприятий по локализации и ликвидации аварий, и его составление является обязательным.
Разработка ПЛА предприятия решает ряд важных целей:
- определение уровня готовности персонала предприятия к аварийным ситуациям на производстве;
- организация действий сотрудников компании на всех этапах развития опасного инцидента;
- разработка различных мероприятий с целью предотвращения возникновения опасных ситуаций на предприятии.
Что входит в состав документа?
План ликвидации аварий разрабатывается исходя из требований действующего законодательства и в его состав включены следующие разделы:
- титульный лист с реквизитами организации (название, форма собственности, юридический адрес), датой составления документа и внесенных в него корректив;
- основные термины и определения, использовавшиеся в документе и их значение;
- перечень разделов ПЛА с их названиями;
- развитие инцидента, приведшего к аварии, не выходящего за пределы объекта (уровень «А»);
- развитие инцидента, приведшего к аварии, распространившегося за пределы объекта (уровень «Б»);
- приложения.
Обязательными приложениями к ПЛА являются:
- план оповещения о чрезвычайной ситуации. В нем подробно указывается список всех лиц, которым требуется сообщить об аварии, а также способ сообщения и контактные данные;
- перечень лиц, не принадлежащих к работникам предприятия, которым следует сообщить в обязательном порядке, с их контактными данными;
- подробная инструкция по полной остановке предприятия в случае возникновения аварийной ситуации, включающая перекрытие всех имеющихся коммуникаций;
- список оборудования и других средств защиты, которые должны использоваться во время инцидента;
- регламент по ознакомлению отделов предприятия с ПЛА и график обучения по отработке действий персонала предприятия во время аварийных ситуаций;
- расчетно-пояснительная записка содержащая следующие сведения: общая характеристика объекта, схема предприятия, описание производственного процесса, список мероприятий по предупреждению возникновения аварийных ситуаций, список используемой нормативно-технической документации.
Штрафные санкции за отсутствие ПЛА.
ПЛА как часть ПММЛА, является документом строгой отчетности для всех предприятий ОПО, и в случае его отсутствия либо несоответствующего составления, организации грозит административная ответственность, предусмотренная российским законодательством:
- для руководителя предприятия штраф составляет от 20 до 30 тыс. рублей с возможностью отстранения от занимаемой должности на срок до 12 месяцев;
- для компании штраф составляет от 200 до 300 тысяч рублей с возможностью приостановки работы предприятия на срок до 90 дней.
В следствии штрафных санкций предприятие может понести значительные убытки, поэтому задачей любого руководителя является своевременная организация составления документации, чтобы избежать возможных проблем.
Плюсы обращение в центр «Экология и охрана труда».
Вся документация, которую составляют на опасных промышленных объектах, требует тщательной подготовки и определенного опыта работы. Несвоевременное предоставление документов, либо их некорректное оформление, может привести к штрафным санкциям со стороны контролирующих органов.
Во избежание вероятных проблем, оптимальным вариантом является обращение за помощью к сторонним организациям, имеющих специализацию в сфере оформления экологической документации. Особенно это актуально для компаний с небольшим количеством персонала, где отсутствует в штате квалифицированный специалист- эколог.
Обратившись к услугам центра «Экология и охрана труда», предприятие получит важные преимущества:
- оперативность исполнения заказа. Сотрудники центра, благодаря огромному опыту способны в сжатые сроки выполнить работу. При этом, будут учтены все пожелания клиента и документ будет составлен в соответствии с последними изменениями законодательства;
- гарантии качества выполненных работ. Центр «Экология и охрана труда» предоставляет гарантии на весь спектр выполненных работ, а после завершения сотрудничества, предоставляет консультации своим клиентам, если у них возникнут какие-либо вопросы;
- гибкая ценовая политика. Стоимость оказания услуг весьма демократичная, и подойдет предприятиям любого размера и формы собственности. Постоянным заказчикам, центр предоставляет значительные скидки.