Ваш город: Москва

    Разработка паспорта опасного отхода

    Как отнести отход к конкретному классу опасности?

    Image
    Разработка ПНООЛРНормативы образования отходов и лимиты на их размещение (ПНООЛР)Проект мониторинга окружающей средыПрограмма экологического контроляРазработка проекта предельно допустимых выбросовРазработка проекта Санитарно Защитных ЗонКто должен разрабатывать ПНООЛР?Разработка проекта зоны санитарной охраны ЗСОРазработка журналов экологического учетаПрограмма производственного контроля качества водыНормативы допустимых сбросов Замеры по программе ПЭКПостановка на учет объектов негативного воздействияИнвентаризация источников выбросов в 2023 году Программа экологического контроля, приказ № 74Замеры по программе ПЭКРасчет класса опасности отхода для РосприроднадзораЗамеры Выбросов Экологический КонтрольИзмерения на границе Санитарной Защитной Зоны (СЗЗ)Разработка программы производственного контроля качества воды

    Согласно экологическому законодательству Российской Федерации при образовании в ходе хозяйственной деятельности предприятия отходов производства и потребления на них должны быть составлены паспорта опасных отходов. Это регламентировано 14 статьей Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» 24.06.1998 г. Непосредственно порядок паспортизации регламентирован также постановлением Правительства РФ от 16.08.2014 г. № 712.

    Для каждого вида образующихся отходов должен быть определен и утвержден в установленном законом порядке класс опасности. Он присваивается, исходя из влияния данного отхода на окружающую природную среду. Именно для этого предприятию и нужны паспорта отходов.

    Стоимость разработки 1 паспорта отхода 1-4 класса включает полный комплект документов для сдачи в Росприроднадзора, в том числе и результаты лабораторных исследований. Стоимость паспорта за 1 отход (1-4 класс) – 5900 рублей. Стоимость сведений на отход 5 класса – 3900 рублей. Сроки разработки – от 1 дня.

    Кроме класса опасности в паспорте отхода содержится полный комплекс сведений о его виде, свойствах и характеристиках. В состав характеристик входят такие данные, как:

    • группа, к которой был отнесен отход,
    • его агрегатное состояние,
    • физические свойства,
    • химический состав.

    Также в паспорте необходимо указывать сведения о технологических процессах, в которых образуется отход, и дальнейшие рекомендации по обращению с ним. В каждом паспорте опасного отхода предприятия помимо характеристик его указываются также наименование организации и ее реквизиты.

    Документы, необходимые для разработки паспортов.

    Разработкой паспортов опасных отходов может заниматься как само предприятие, так и нанятая по договору специализированная компания. Для составления паспорта по установленной форме необходим пакет определенных документов. В него входят в первую очередь сведения о предприятии: реквизиты, наименование, сведения о руководстве, уставные документы.

    Далее необходимо подготовить описание технологии производственного процесса предприятия, что позволит выявить на каких его этапах образуются отходы и что они из себя представляют. Дополнительно собираются сведения об их местах хранения и накопления на объекте исследования, что в комплексе позволит составить полный их список для проведения дальнейшей паспортизации опасных отходов.

    Далее собираются сведения об обращении, такие как обезвреживание, утилизация или вторичное использование. Здесь же в случае передачи отходов сторонним организациям рассматриваются документы, удостоверяющие проведение данного процесса.

    Иногда, для проведения паспортизации отходов 1- класса опасности могут потребоваться лимиты на размещение отходов, утвержденные в составе проекта ПНООЛР. Поэтому заказчику необходимо быть в курсе и загодя подготовить копию данного документа.

    Для установления компонентного состава отходов потребуются данные об исходном, используемом в технологическом процессе сырье, либо протокола аккредитованной лаборатории, с результатами проведенных химических анализов проб отходов.

    Для отходов 5 класса опасности в качестве подтверждения его состава и безопасности по отношению к окружающей среде и здоровью человека потребуется только проведение биотестирования.

    Если на предприятии уже были разработаны паспорта опасных отходов до вступления в силу нового классификационного каталога ФККО, то их достоверность также следует подтвердить в контролирующей организации посредством предоставления старой копии паспорта и протоколом проведенного анализа компонентного состава аккредитованной лабораторией. Эти сведения также предоставляются предприятием в составе пакета необходимых документов.

    Выбор исполнителя, стоимость разработки и сроки формирования паспорта.

    Сразу стоит отметить, что разработчиком паспорта отходов 1-4 класса опасности может выступать само предприятие, для чего следует привлечь к данному виду деятельности штатного эколога. Однако, как показывает практика, разработка и согласование паспортов опасных отходов происходит намного быстрее в случае привлечения специализированной организации. Это объясняется опытностью специалистов, ежедневно сталкивающихся с составлением подобного рода экологической документации. Они всегда могут учесть те особенности работы экспертов Роприроднадзора, которые существуют в данном регионе.

    Не стоит забывать о том, что оказание услуг коммерческими организациями происходит на договорной основе, подразумевающей платность проведения данного вида работ. Начальная стоимость одного паспорта отхода в таких организациях составляет от1000 рублей. Также платной является услуга по проведению анализа компонентного состава специализированной лабораторией. Ее цена начинается от 3900 рублей и не включена в стоимость итогового документа. Таким образом, стоимость паспорта опасного отходам под ключ составит от 4900 рублей. Срок разработки паспорта отхода при наличии всей необходимой разработчику документации может составить от 1 дня.

    Стоит отметить, что присвоение отходам определенного класса опасности необходимо проводить, опираясь на сведения, содержащиеся в приказе №511 Минприроды РФ от 15.06.2001 г. и в классификационном каталоге отходов (ФККО), который был введен в действие 18 июля 2014 года.

    В настоящее время в общероссийском классификаторе ФККО существует тысячи наименований отходов. Часто они очень схожи. Некоторые означают группу отходов (оканчивается на 0), но большинство можно однозначно отнести к тому или иному классу опасности.

    Такие отходы легко распознать – в их номере конечная цифра может быть любой, кроме нуля. Например, самый распространенный отход: мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) - 7 33 100 01 72 4, оканчивается 4. Это значит, то он относится к 4 классу опасности.

    Что делать с отходами с нулями?

    Случается и такое, что в ФККО не содержится сведений о каком-либо из отходов предприятия. Его классификационный номер оканчивается 0. Как правило, это указывает на группу отходов.

    В этом случае, возникает необходимость включить его в состав каталога. Это производится посредством проведения компонентного анализа, на основании которого в дальнейшем делаются выводе о характере влияния отхода на окружающую среду и об отнесении его к определенному классу опасности. Сделать это необходимо не позднее чем за 90 суток с момента образования данного отхода в производственном процессе. Окончательно подтверждение класса опасности отхода и непосредственно внесение его в ФККО производится только контролирующими организациями.

    Сроки внесения в ФККО могут достигать 1 года. Часто этот факт неприемлем для природопользователя. Единственный выход – это разделить данный отходов на несколько с конкретным классом опасности. Например, отходы оргтехники, имея на конце 0, легко можно разделить на несколько: картриджи, мониторы, клавиатура и мышь и другие.

    Этапы разработки паспортов отходов.

    Итак, этап сбора документов является первым в процессе разработки паспортов отходов.

    Далее разработчиком производится анализ подготовленной документации и проведение расчетов класса опасности отходов.

    На основании полученных сведений происходит оформление окончательных вариантов паспортов отходов. Стоит обратить внимание на то, что форма, по которой составляется паспорт, не является произвольной Она регламентируется вышеуказанным постановлением №712. Для каждого наименования составляется индивидуальный паспорт.

    Все собранные следует заверить подписью руководителя предприятия. Таким образом, происходит утверждение паспорта опасного отхода.

    Согласование паспортов.

    Для согласования паспортов отходов в территориальный департамент Росприроднадзора передается пакет документов, который содержит непосредственно сам паспорт и протокол результатов химического анализа отхода, а также заявление от имени заказчика. Пакет с материалами паспортизации отходов 1-4 класса опасности передается разработчиком на основании доверенности от предприятия-заказчика.

    Росприроднадзор проверяет полноту предоставленных предприятием сведений и далее, в случае необходимости, направляет материалы в ФБУ «ФЦАО». Если же отход не был ранее внесен в каталог, то проверка правильности отнесения к определенному классу опасности может занять около 1 года.

    Сроки действия паспортов отходов.

    Стоит отметить, что утвержденные паспорта действуют бессрочно, но т возможно и изменение внесенных в них сведений. Это происходит в тех случаях, когда вносятся изменения в технологические процессы предприятия, что отражается на составе или классе опасности отхода и должно отражаться документально. Также изменение паспорта возможно при смене реквизитов организации.

    Где применяется паспорт отхода?

    В дальнейшем паспорта отходов на предприятии могут понадобиться как для составления проекта по отходам и прочей экологической документации, так и для предоставления контролирующим организациям в ходе осуществления ими внешних проверок. Без паспорта отхода не может быть проведена его транспортировка. Кроме того, паспорт потребуется в составе документации, предоставляемой для получения лицензии на обращение с опасными отходами.

    Ответственность за отсутствие паспортов для отходов 1-4 классов опасности.

    Отсутствие на предприятии утвержденных паспортов не только запрещает проведение любых операций с отходами производства и потребления, но также влечет административную ответственность, которая может возникнуть согласно содержанию «Кодекса об административных правонарушениях».

    Так, статья 8.1 вышеуказанного документа содержит сведения о штрафе в размере до 100 тысяч рублей для предприятия в случае отсутствия паспортов, что является нарушением требований экологического законодательства.

    Еще одной статьей, по которой возможно наложение штрафных санкций, является статья 8.2, где размер штрафа составляет уже до 250 тысяч рублей для предприятия, не соблюдающего требования в области управления опасными отходами. В конечном итоге, разработка паспортов может обойтись организации намного дешевле, нежели выплата штрафов по вышеуказанным статьям.

    Практика показывает, что налагаемый штраф составляет около 100 т.р. Для сравнения: стоимость паспортизации отходов небольшом предприятии составляет около 20 т.р. На среднем, - 60 т.р. На большом – около 100 т.р.

    Есть, над чем задуматься.

    Image

    / связаться с нами

    Хотите обсудить свой предстоящий проект?

    "Стандарт" поможет вам добиться цели.

    Image
    ООО "Экология и охрана труда"
    info@sot3.ru
    +7 (812) 241 19 50