Ваш город: Москва

Как подготовиться к проверке Росприроднадзора?

Как подготовиться к проверке Росприроднадзора?

Проверки Росприроднадзором, органом, контролирующим вопросы охраны окружающей среды, направлены на контроль соблюдения Законодательных требований и норм, установленных для промышленных предприятий. Основные предпосылки к проведению таких проверок заложены в Законе «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ. Также, в ходе проведения проверок, контролируется соблюдение таких экологических законов, как Законы №89-ФЗ, №96-ФЗ, а также требований Водного и Земельного кодексов РФ.

Эффективным средством для подготовки к проверке как органов прокуратуры, так и Департамента Природопользования является экологический аудит.

Какие виды проверок Росприроднадзором существуют?

Существует две формы проведения проверок. Это плановые и внеплановые проверки. Сведения о проведении первых находятся в открытом доступе в сети интернет. Внеплановые проверки вполне могут застать предприятие врасплох.

Утверждаются плановые проверки как самим Росприроднадзором, так и уполномоченными органами. Проводятся проверки 1 раз в 3 года, но иногда, в зависимости от сферы деятельности предприятия, могут проводиться и чаще (Постановление Правительства РФ N 944 от 23 ноября 2009 г.). О предстоящей плановой проверке предприятие уведомляют за три дня до ее начала.

В отличие от плановых проверок, о внеплановых контролирующая организация сообщает за сутки до ее начала. Основание для проведения такой формы проверки выступают:

  • поступившие от сторонних лиц или организаций сведения о наличии на предприятии нарушений законодательства в области охраны окружающей среды;
  • контроль выполнения требований предписаний, выданных в ходе проведения плановой проверки;
  • при поступлении соответствующего Распоряжения Правительства РФ;
  • в случае возникновения угрозы для жизни населения и состояния окружающей природной среды.

Длительность проверок может составлять от 15 часов до 20 рабочих дней. При наличии в структуре нескольких филиалов, территориально располагающихся в различных субъектах РФ, общее время, выделенное на проверку для них составит не более 2 месяцев (60 рабочих дней).

По форме проведения проверки также делятся:

  1. Выездные.
  2. Документарные.

Документарные подразумевают под собой проверку документации предприятия:

  • реквизитов и уставных сведений,
  • информации о производственной деятельности и технологических процессах,
  • экологической документации и т.п.

В случае, если предоставленные сведения вызывают сомнения или требуется установить соответствие деятельности производственного объекта представленным документально сведениям, проводится выездная проверка.

В таком случае помимо документов выездная комиссия может проверить:

  • территорию объекта,
  • состояние зданий и сооружений,
  • провести контроль транспортных средства,
  • а также измерить параметры и величину выбросов, сбросов, количества образующихся отходов и т.д.

Перечень документов, запрашиваемых при проведении проверки.

Что касается документарной проверки предприятия, то в первую очередь подготавливаются и предоставляются такие данные, как реквизиты предприятия и уставные документы (устав, ИНН, ОКАТО, ОКПО и т.п.). Также может потребоваться приказ о назначении руководителя, штатное расписание организации, реквизиты, договора аренды на землю или имущество предприятия, сведения об арендаторах и о лицах, несущих ответственность за охрану окружающей среды и обращение с отходами (а также сертификаты о прохождении ими соответствующей должностным обязанностям программы обучения), имеющиеся на предприятии лицензии.

По части экологии проверяются такие документы, как:

  • расчеты платы за НВОС (включая бухгалтерские справки и платежные поручения, подтверждающие своевременное внесение платы сроком до 20 числа месяца, следующего за окончившимся кварталом);
  • план природоохранных мероприятий за текущий год;
  • документы, подтверждающие деятельность предприятия по охране каждой области воздействия на окружающую среду, перечисленные ниже.

Сведения о деятельности предприятия в области обращения с отходами.

  1. Проект ПНООЛР – действующий на предприятии сроком до 5 лет. Должен иметь в своем составе утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, а также паспорта опасных отходов на каждый вид образовавшихся отходов с лабораторными исследованиями, проводимыми для определения класса опасности отходов;
  2. При необходимости – наличие и срок действия лицензии на обращение с опасными отходами.
  3. Отчетность по форме 2ТП-отходы, срок передачи которой в контролирующую организацию - до 1 февраля нового отчетного года;
  4. Регулярно заполняемые на предприятии журналы первичного учета образовавшихся отходов.
  5. Данные технического отчета о неизменности технологического процесса, передаваемого в контролирующую организацию в соответствии со сроком утверждения проекта по отходам.
  6. Сертификаты и свидетельства, подтверждающие право работы с опасными отходами, а также подтверждающие прохождение профессиональной подготовке лиц, допущенных к управлению ими.
  7. Договоры и прочие документы (акты, талоны, справки), подтверждающие факт передачи отходов сторонним спецорганизациям.

Сведения о документации, разрабатываемой по части охраны атмосферного воздуха.

  1. Утвержденный, сроком на 5 лет проект ПДВ совместно с разрешением на выбросы, а также данные инвентаризации источников выбросов, проведенной перед формированием данных проекта.
  2. Сведения о форме статистической отчетности 2ТП-воздух, предоставляемой предприятиями в срок до 25 января нового года.
  3. Действующий на предприятии план-график контроля за соблюдением нормативов ПДВ, а также план по снижению выбросов.
  4. Сведения об аккредитованной лаборатории, осуществляющей замеры на источниках выбросов, с данными о поверках используемого оборудования и о применяемых методических указаниях.
  5. Журналы первичного учета по форме ПОД 1, 2, 3.
  6. Данные производственного контроля, по части соблюдения установленных нормативов выбросов.
  7. Сведения об установленных на предприятии ГОУ.

Сведения о воздействии на водные объект.

  1. Проект НДС, действующий на предприятии в течении пяти лет, с согласованными и утвержденными нормативами и разрешением на сброс.
  2. Договор со сторонними организациями на водоотведение/водопотребление.
  3. Сведения лабораторного контроля, информация о лабораториях и измерительных приборах.
  4. Форма статистической отчетности 2ТП-водхоз (сдается ежегодно до 22 января).
  5. Данные журналов первичного учета.
  6. Информация об очистных сооружениях.
  7. План мероприятий, направленных на достижения установленных нормативов на сброс.

Также в ходе проведения проверки, инспекторами могут быть затребованы и прочие сведения, касающиеся технологического процесса предприятия и его воздействия на окружающую природную среду.

При проверке предприятия выездной комиссией также следует заблаговременно оценить состояние территории промплощадки, в первую очередь мест временного хранения и накопления отходов. Также проверяется исправность очистных сооружений и транспортных средств.

Как подготовиться к проведению проверки?

Подготовку к проверке может осуществлять штатный эколог предприятия при условии его опытности и наличия у него необходимых знаний в экологическом законодательстве. Самым эффективным способом при подготовке к проверкам является внутренний аудит документации, который также можно доверить и опытным специалистам специализированных коммерческих организаций. Обращение к услугам сторонних компаний также будет удобно и тем предприятиям, штат которых не предусматривает наличие эколога.

Своевременно проведенный аудит позволит заблаговременно выявить все недочеты во внутренней документации предприятия, успеть до начала проведения проверки их исправить и при необходимости восполнить.

Главным аспектом успешного прохождения проверки Росприроднадзором для предприятия является не только и не сколько знание действующего экологического законодательства и нормативной документации, а применение этих данных во всех сферах жизнедеятельности предприятия.

Ответственность в случае выявления нарушений.

В случае выявления нарушения законодательства предприятию и даже должностному лицу грозят штрафы, регламентируемые «Кодексом об административных правонарушениях».

Например, нарушения по статье 8.1 грозят штрафом до 100 тысяч рублей. Статья 8.2, действующая при неверном обращении с отходами, регламентирует штрафные санкции для природопользователя в размере до 250 тысяч рублей.

При нарушении правил водопользования, штраф для предприятия составляет до 100 тысяч рублей, согласно статьи 8.14.

Нарушение требований охраны атмосферного воздуха обойдется в сумму до 50 тысяч рублей (ст.8.21).

Также в случаях установления нарушений возможно и временное (до 90 суток) приостановление деятельности предприятия.

Image

/ связаться с нами

Хотите обсудить свой предстоящий проект?

"Стандарт" поможет вам добиться цели.

Image
ООО "Экология и охрана труда"
info@sot3.ru
+7 (812) 241 19 50