Как подготовиться к проверке Росприроднадзора?
Проверки Росприроднадзором, органом, контролирующим вопросы охраны окружающей среды, направлены на контроль соблюдения Законодательных требований и норм, установленных для промышленных предприятий. Основные предпосылки к проведению таких проверок заложены в Законе «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ. Также, в ходе проведения проверок, контролируется соблюдение таких экологических законов, как Законы №89-ФЗ, №96-ФЗ, а также требований Водного и Земельного кодексов РФ.
Эффективным средством для подготовки к проверке как органов прокуратуры, так и Департамента Природопользования является экологический аудит.
Какие виды проверок Росприроднадзором существуют?
Существует две формы проведения проверок. Это плановые и внеплановые проверки. Сведения о проведении первых находятся в открытом доступе в сети интернет. Внеплановые проверки вполне могут застать предприятие врасплох.
Утверждаются плановые проверки как самим Росприроднадзором, так и уполномоченными органами. Проводятся проверки 1 раз в 3 года, но иногда, в зависимости от сферы деятельности предприятия, могут проводиться и чаще (Постановление Правительства РФ N 944 от 23 ноября 2009 г.). О предстоящей плановой проверке предприятие уведомляют за три дня до ее начала.
В отличие от плановых проверок, о внеплановых контролирующая организация сообщает за сутки до ее начала. Основание для проведения такой формы проверки выступают:
- поступившие от сторонних лиц или организаций сведения о наличии на предприятии нарушений законодательства в области охраны окружающей среды;
- контроль выполнения требований предписаний, выданных в ходе проведения плановой проверки;
- при поступлении соответствующего Распоряжения Правительства РФ;
- в случае возникновения угрозы для жизни населения и состояния окружающей природной среды.
Длительность проверок может составлять от 15 часов до 20 рабочих дней. При наличии в структуре нескольких филиалов, территориально располагающихся в различных субъектах РФ, общее время, выделенное на проверку для них составит не более 2 месяцев (60 рабочих дней).
По форме проведения проверки также делятся:
- Выездные.
- Документарные.
Документарные подразумевают под собой проверку документации предприятия:
- реквизитов и уставных сведений,
- информации о производственной деятельности и технологических процессах,
- экологической документации и т.п.
В случае, если предоставленные сведения вызывают сомнения или требуется установить соответствие деятельности производственного объекта представленным документально сведениям, проводится выездная проверка.
В таком случае помимо документов выездная комиссия может проверить:
- территорию объекта,
- состояние зданий и сооружений,
- провести контроль транспортных средства,
- а также измерить параметры и величину выбросов, сбросов, количества образующихся отходов и т.д.
Перечень документов, запрашиваемых при проведении проверки.
Что касается документарной проверки предприятия, то в первую очередь подготавливаются и предоставляются такие данные, как реквизиты предприятия и уставные документы (устав, ИНН, ОКАТО, ОКПО и т.п.). Также может потребоваться приказ о назначении руководителя, штатное расписание организации, реквизиты, договора аренды на землю или имущество предприятия, сведения об арендаторах и о лицах, несущих ответственность за охрану окружающей среды и обращение с отходами (а также сертификаты о прохождении ими соответствующей должностным обязанностям программы обучения), имеющиеся на предприятии лицензии.
По части экологии проверяются такие документы, как:
- расчеты платы за НВОС (включая бухгалтерские справки и платежные поручения, подтверждающие своевременное внесение платы сроком до 20 числа месяца, следующего за окончившимся кварталом);
- план природоохранных мероприятий за текущий год;
- документы, подтверждающие деятельность предприятия по охране каждой области воздействия на окружающую среду, перечисленные ниже.
Сведения о деятельности предприятия в области обращения с отходами.
- Проект ПНООЛР – действующий на предприятии сроком до 5 лет. Должен иметь в своем составе утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, а также паспорта опасных отходов на каждый вид образовавшихся отходов с лабораторными исследованиями, проводимыми для определения класса опасности отходов;
- При необходимости – наличие и срок действия лицензии на обращение с опасными отходами.
- Отчетность по форме 2ТП-отходы, срок передачи которой в контролирующую организацию - до 1 февраля нового отчетного года;
- Регулярно заполняемые на предприятии журналы первичного учета образовавшихся отходов.
- Данные технического отчета о неизменности технологического процесса, передаваемого в контролирующую организацию в соответствии со сроком утверждения проекта по отходам.
- Сертификаты и свидетельства, подтверждающие право работы с опасными отходами, а также подтверждающие прохождение профессиональной подготовке лиц, допущенных к управлению ими.
- Договоры и прочие документы (акты, талоны, справки), подтверждающие факт передачи отходов сторонним спецорганизациям.
Сведения о документации, разрабатываемой по части охраны атмосферного воздуха.
- Утвержденный, сроком на 5 лет проект ПДВ совместно с разрешением на выбросы, а также данные инвентаризации источников выбросов, проведенной перед формированием данных проекта.
- Сведения о форме статистической отчетности 2ТП-воздух, предоставляемой предприятиями в срок до 25 января нового года.
- Действующий на предприятии план-график контроля за соблюдением нормативов ПДВ, а также план по снижению выбросов.
- Сведения об аккредитованной лаборатории, осуществляющей замеры на источниках выбросов, с данными о поверках используемого оборудования и о применяемых методических указаниях.
- Журналы первичного учета по форме ПОД 1, 2, 3.
- Данные производственного контроля, по части соблюдения установленных нормативов выбросов.
- Сведения об установленных на предприятии ГОУ.
Сведения о воздействии на водные объект.
- Проект НДС, действующий на предприятии в течении пяти лет, с согласованными и утвержденными нормативами и разрешением на сброс.
- Договор со сторонними организациями на водоотведение/водопотребление.
- Сведения лабораторного контроля, информация о лабораториях и измерительных приборах.
- Форма статистической отчетности 2ТП-водхоз (сдается ежегодно до 22 января).
- Данные журналов первичного учета.
- Информация об очистных сооружениях.
- План мероприятий, направленных на достижения установленных нормативов на сброс.
Также в ходе проведения проверки, инспекторами могут быть затребованы и прочие сведения, касающиеся технологического процесса предприятия и его воздействия на окружающую природную среду.
При проверке предприятия выездной комиссией также следует заблаговременно оценить состояние территории промплощадки, в первую очередь мест временного хранения и накопления отходов. Также проверяется исправность очистных сооружений и транспортных средств.
Как подготовиться к проведению проверки?
Подготовку к проверке может осуществлять штатный эколог предприятия при условии его опытности и наличия у него необходимых знаний в экологическом законодательстве. Самым эффективным способом при подготовке к проверкам является внутренний аудит документации, который также можно доверить и опытным специалистам специализированных коммерческих организаций. Обращение к услугам сторонних компаний также будет удобно и тем предприятиям, штат которых не предусматривает наличие эколога.
Своевременно проведенный аудит позволит заблаговременно выявить все недочеты во внутренней документации предприятия, успеть до начала проведения проверки их исправить и при необходимости восполнить.
Главным аспектом успешного прохождения проверки Росприроднадзором для предприятия является не только и не сколько знание действующего экологического законодательства и нормативной документации, а применение этих данных во всех сферах жизнедеятельности предприятия.
Ответственность в случае выявления нарушений.
В случае выявления нарушения законодательства предприятию и даже должностному лицу грозят штрафы, регламентируемые «Кодексом об административных правонарушениях».
Например, нарушения по статье 8.1 грозят штрафом до 100 тысяч рублей. Статья 8.2, действующая при неверном обращении с отходами, регламентирует штрафные санкции для природопользователя в размере до 250 тысяч рублей.
При нарушении правил водопользования, штраф для предприятия составляет до 100 тысяч рублей, согласно статьи 8.14.
Нарушение требований охраны атмосферного воздуха обойдется в сумму до 50 тысяч рублей (ст.8.21).
Также в случаях установления нарушений возможно и временное (до 90 суток) приостановление деятельности предприятия.