Ваш город: Москва

Кому нужна Программа экологического контроля?

Кому нужна Программа экологического контроля?

В соответствии со статьей 67 Закона №7-ФЗ от 10.01.2002 г. все предприятия, отнесенные к 1,2 и 3 категориям опасности, в обязательном порядке должны разрабатывать программу производственного экологического контроля.

На основании вышеуказанной статьи 12.02.2016 г. вышел проект Приказа Минприроды, регламентирующий основные требования, в соответствии с которыми предприятиям необходимо будет формировать программу.
Собственно программа экологического контроля представляет собой документ, в состав которого входят сведения обо всех источниках загрязнения окружающей среды, расположенных на предприятии, а также о методах и способах контроля за соблюдением на них установленных законодательством нормативов. Также в составе программы требуется разрабатывать план мероприятий, направленных на повышение экологической эффективности производства или на охрану окружающей среды и снижение негативного воздействия загрязнителей.

Поскольку программа направлена на соблюдение нормативов, установленных для каждого компонента окружающей среды, то помимо Закона №7 она также разрабатывается на основании требований, содержащихся в таких экологических законах РФ, как Закон №89-ФЗ от 24.06.1998 г, Закона №96-ФЗ от 04.05.1999 г, а также Водного кодекса, утвержденного 03.06.2006 г.

Основные задачи реализации программы экологического контроля.

Основными задачами, поставленными при выдвижении требования о разработке предприятиями Программы экологического контроля, являются:

  • выполнение предприятиями, функционирующими в пределах РФ, требований действующего экологического законодательства и утвержденных нормативных документов;
  • обеспечение на производственных объектах экологической безопасности;
  • контроль за экологической обстановкой в районе функционирования промышленных предприятий посредством проведения регулярных измерений параметров окружающей среды;
  • оценка текущего состояния источников негативного воздействия на экологию, позволяющая предвидеть экологические риски;
  • ведение базы данных по измеренным параметрам, позволяющей оповещать руководство предприятия и его структурные подразделения о состоянии экологической обстановки на объекте;
  • улучшения качества окружающей среды в целом посредством разработки и внедрения защитных мероприятий, направленных не только на уменьшение вредного воздействия негативных факторов производства, но и на улучшение экологической ситуации в месте территориального расположения предприятия.

Для чего предприятиям необходимо разрабатывать программу экологического контроля?

Основным аспектом, опираясь на который предприятиям необходима разработка программы экологического контроля является соблюдение требований, установленных законодательством. Это способствует:

  • улучшению экологии производства,
  • повышает конкурентоспособность предприятия,
  • позволяет успешно проходить проверки контролирующих организаций,
  • а также избежать многотысячных штрафов за экологические нарушения, установленные Кодексом об административных правонарушениях.

Также важным является и тот момент в разработке программы ПЭК, что она позволяет руководству, экологическим службам и подразделениям предприятия контролировать экологическую ситуацию, заблаговременно предвидеть и устранять возможные экологические риски.

Услуги по разработке данного вида природоохранной документации предоставляются специализированными коммерческими организациями, где оказываются на основании заключенного с ними договора, стоимость которого может составить от 25000 рублей. Сроки разработки программы составляют от 10 дней. Повлиять на них может количество источников негативного воздействия на окружающую среду, расположенных на предприятии, количество сотрудников в штате, масштаб производственной деятельности и прочие факторы, устанавливаемые компанией-разработчиком.

Содержание программы.

В состав программы экологического контроля должны входить разделы, характеризующие воздействие предприятия на окружающую среду и методы их контроля. В целом, содержание рекомендуется оформлять следующим образом:

  1. Раздел «Общие положения». В данный раздел входят сведения о предприятии юридического характера (наименование, ИНН, ОГРН и т.п.), его территориальном размещении и форме собственности, правоустанавливающих документах на занимаемый земельный участок. В случае, если объект относится к предприятиям I категории опасности - об используемых на нем НДТ, а во всех остальных случаях также и об оборудовании, позволяющем снижать негативное воздействие источников загрязнения (очистных сооружениях, газоочистных установках и т.п.). Также в разделе указывается наименование государственного надзорного органа, осуществляющего контроль за деятельностью предприятия.
  2. Последующие три раздела посвящены описанию сведений, представленных в инвентаризации источников негативного воздействия на окружающую среду (источники выбросов, сбросов, образования отходов). Разделы должны содержать:
    • краткое описание источника;
    • описание технологического процесса, следствием которого стало происхождение источника;
    • данные об объемах образующихся загрязняющих веществ и отходов;
    • графические материалы (схемы промплощадки с нанесением мест расположения выявленных источников);
    • сведения о применяемых установках, используемых для снижения негативного воздействия источников загрязнения;
    • перечень методик, на основании которых были выявлены фактические объемы загрязняющих веществ;
    • данные о наличии автоматических и механических средств, позволяющих фиксировать объем загрязнений;
    • перечень мероприятий, разработанных для снижения воздействия на окружающую среду.
  3. Далее формируется раздел, посвященный структуре предприятия и ответственности каждого из подразделений. В нем формируются данные об общей численности сотрудников предприятия, о полномочиях руководителя и сотрудников по подразделениям, указываются наименования подразделений.
  4. Раздел «Сведения о привлекаемых лабораториях» содержит данные о наименовании аккредитованной лаборатории, с которой был заключен договор на проведение необходимых анализов качества компонентов окружающей среды, ее адресах, области аккредитации, реквизитах, а также об ответственности сотрудников лаборатории с описанием их прав и обязанностей.
  5. Раздел «Сведения о производственном контроле» содержит данные о периодичности контроля и применяемых методиках измерений. Информация в нем предоставляется в виде подразделов по каждому компоненту окружающей среды, оформленных в виде планов-графиков контроля за его состоянием.

Так, для контроля за объектами загрязнения атмосферы разрабатываются графики контроля за источниками загрязнения, за состоянием очистных установок, за концентрациями загрязняющих веществ, указывается перечень нормативной документации, применяемой на предприятии для контроля качества состояния атмосферного воздуха.

Для контроля за загрязнением водных объектов разрабатываются мероприятия по контролю забора водных ресурсов, план-график проведения измерений для контроля качества сточных вод и план-график для учета эффективности очистных сооружений, программы наблюдения за состоянием водных объектов, а также программа контроля свойств и состава выпускаемых предприятием сточных вод. Раздел также содержит перечень применяемой нормативной документации.

Для контроля мест размещения отходов разрабатываются программа мониторинга за местами размещения отходов и план-график реализации мероприятий по контролю исполнения законодательных требований по части обращения с отходами.

Также графики контроля разрабатываются для наблюдения за состоянием используемых земель, недр, также план-график контроля за выполнением природоохранных мероприятий, предложенных к реализации на предприятии.

Предоставление отчетности по ранее разработанной программе экологического контроля.

На основании разработанной программы экологического контроля, ежегодно, до 15 февраля нового отчетного года, предприятиям необходимо передавать отчет о выполнении составляющих программы в контролирующую природоохранную организацию, территориально расположенную в регионе функционирования отчитывающейся организации. При осуществлении деятельности на нескольких хозяйственных объектах, отчет формируется и предоставляется по каждому из них отдельно.

Формирование отчета происходит в двух экземплярах, один из которых хранится на предприятии. Также возможно предоставление отчета в контролирующий орган и в электронном виде. В любом случае он должен быть заверен подписью и печатью ответственного должностного лица предприятия.

Ответственность за отсутствие программы и несвоевременное предоставление отчетности о ее выполнении.

При выявлении отсутствия на предприятии разработанной программы производственного экологического контроля на него может быть наложен штраф. Согласно статье 8. 1 КоАП, размер штрафа может составить до 100 тысяч рублей.

Несвоевременное предоставление необходимой отчетности обойдется предприятиям по статье 8.5 штрафом до 80 тысяч рублей.

Также несоблюдение установленных программой экологического контроля мероприятий может обойтись и другими штрафами, регламентируемыми главой 8 КоАП.

Image

/ связаться с нами

Хотите обсудить свой предстоящий проект?

"Стандарт" поможет вам добиться цели.

Image
ООО "Экология и охрана труда"
info@sot3.ru
+7 (812) 241 19 50