Нормы российского законодательства предусматривают составление итогового отчета по ОПО на каждом предприятии, которое включено в список опасных промышленных объектов. Отсылать документ в Ростехнадзор необходимо не позже 1 апреля года, который следует за отчетным.
Особенности предоставления отчета.
Итоговую документацию допускается предоставлять в 2 вариантах:
- в бумажной версии. В это случае отчет составляют в формате Ворд и распечатывают в двух экземплярах. Первую копию отсылают в Ростехнадзор, а еще одна остается на предприятии. К бумажному варианту документа необходимо также приложить его электронный вариант. Обязательным условием оформления документации является печать компании и подпись руководителя;
- в электронной версии. Данный способ предоставления документации не предусматривает распечатки отчета и его приложений. Достаточно заверить документ электронной подписью.
Следует иметь ввиду, что органы контроля могут вернуть документ на доработку по ряду причин:
- при оформлении отчета, допущены грубые ошибки, нарушающие требования к составлению данной документации;
- в отчете обнаружены недостоверные сведения;
- в конце документа отсутствует подпись руководителя.
Что входит в состав документа?
Годовой отчет в Ростехнадзор состоит из нескольких разделов, включающих следующую информацию:
- план мероприятий, направленных на улучшение безопасности работы на предприятии, а также итоги прошлых мероприятий с соответствующими выводами;
- проверки собственными силами компании выполнения персоналом норм и требований по экологической безопасности;
- перечень проверок Ростехнадзора за предыдущий период, какие нарушения были обнаружены, и что было сделано для их исправления;
- план действий работников предприятия при возникновения внештатных ситуаций. Описание обязанностей каждого специалиста во время ликвидации последствий аварии;
- перечень сотрудников компании, которые обязаны проходить аттестацию по экологической безопасности с описанием их должности и датой последнего прохождения переквалификации;
- список оборудования и инвентаря, предназначенного для борьбы с локализацией аварийной ситуации и ликвидации ее последствий;
- список произошедших внештатных ситуаций за отчетный период, которые привели к получение производственных травм работниками предприятия, а также имевшие место несчастные случаи; предпринятые меры для недопущения подобных инцидентов в будущем;
- сведения о выполнении правил экологической безопасности сотрудниками компании.
Особенности составления документа.
Составления годового отчета в Ростехнадзор, как правило, поручается штатному экологу или сотруднику, занимающемуся оформлением документации по экологии. Бланк документа можно скачать с официального сайта контролирующего органа. Составление итогового документа требует обработки значительного объема данных, поэтому, работу над ним нужно спланировать заранее.
Неправильное оформление отчета может привести к наложению штрафов Ростехнадзором. Важным условием подачи документации в электронном виде является приложение к ней следующих документов: копии страхового полиса, копии ПЛА для объектов 1 -3 категории опасности, копии системы безопасности для предприятий 1-2 категории опасности.
Штрафные санкции.
Годовой отчет в Ростехнадзор относится к документам строгой отчетности. Его составление имеет четкое ограниченные временные рамки и несвоевременное предоставление в контрольные органы влечет за собой административную ответственность, которая составляет:
- для физ лиц – от 2 тысяч до 3 тысяч рублей;
- для юр лиц – от 200 тысяч до 300 тысяч рублей, при этом Ростехнадзор имеет право заблокировать работу предприятия на 90 дней;
- для руководства компании – от 20 тысяч до 30 тысяч рублей, с правом отстранения от занимаемой должности до 12 месяцев.
Перед введением штрафных санкций, на официальный адрес предприятия приходит уведомление с указанием места и времени, куда следует явиться уполномоченному лицу для уточнения размера штрафа.
Почему пользоваться услугами центра «Экология и охрана труда» выгодно?
Составление годового отчета в Ростехнадзор сопряжено с обработкой огромного количества данных. К тому же экологическое законодательство постоянно меняется, что требует регулярного мониторинга изменений нормативов и требований к оформлению документов. Многие компании с ограниченным количеством сотрудников не могут позволить себе нанимать отдельного специалиста по экологии, что приводит к возложению его обязанностей на неподготовленного сотрудника. Это может привести к негативным последствиям в виде пропуска установленной даты либо неправильного оформления документа и внесение в него недостоверных данных. Чтобы избежать штрафов от органов контроля, лучшим выходом будет обращение к услугам аутсорсера.
Заключив договор о предоставлении услуг с центром «Экология и охрана труда», компания получит множество важных преимуществ:
- исчезает необходимость в найме сотрудника, отвечающего исключительно за оформление экологической документации. Это экономит денежные средства предприятия;
- весь пакет документов будет составлен согласно с актуальными требованиями законодательства, так как сотрудники центра всегда мониторят свежую информацию в сфере экологии;
- на весь спектр выполненных услуг центр «Экология и охрана труда» предоставляет гарантии, и после завершения сотрудничества оказывает поддержку в случае претензий со стороны Ростехнадзора;
- ценообразование зависит от объема услуг по заказу, и удовлетворит всех клиентов, вне зависимости от величины компании и сферы деятельности.